Качество учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения образовательного процесса

7.1. Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется в институте в рамках проводимой методической работы, являющейся составной частью учебного процесса и одним из основных видов деятельности руководства и профессорско-преподавательского состава института.

Под учебно-методическим обеспечением понимается создание и применение соответствующих учебно-методических документов, пособий, рекомендаций, методических материалов, дидактических средств, а также эффективных методик, способов и приемов обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов и гарантированно достигать поставленные учебные цели.

Основными формами методического воздействия на образовательный процесс являются:

- заседания Ученого совета, заседания кафедр и предметно-методических комиссий с рассмотрением вопросов методической работы;

- заседания Совета по качеству, проводимых не реже 1 раза в год;

- научно-методические конференции, совещания;

- проведение методических занятий (показных, открытых, пробных), взаимные посещения занятий (по планам кафедр);

- проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;

- изучение, распространение и внедрение в практику передового педагогического опыта;

- повседневная самостоятельная работа профессорско-преподавательского состава кафедр по совершенствованию методики обучения студентов.

Руководство методической работой на кафедрах возлагается на заведующих кафедрами.

По всем дисциплинам учебного плана в институте созданы учебно-методические комплексы, которые включают в себя:

1. Организационно-методические рекомендации по изучению учебной дисциплины.

2. Рабочую учебную программу, составленную на основе типовой программы, разработанной соответствующим учебно-методическим объединением.

3. Методические рекомендации для проведения семинарских и практических занятий.

4. Комплект различающихся по сложности индивидуализированных теоретических и практических заданий для самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время.

5. Тестовые контрольные задания, предназначенные как для проверки уровня освоения студентами тем, разделов и учебной дисциплины в целом, так и для самоконтроля степени усвоения учебного материала самими студентами.

Учебно-методические комплексы издаются в количестве, необходимом для обеспечения всех специальностей в зависимости от контингента студентов.

Кроме того, в институте формируется единый электронный учебно-методический комплекс (ЕЭУМК), в структуру которого входят объединенные в локальной сети института учебно-методические электронные обучающие комплексы по дисциплинам учебных планов, направленные на всестороннее обеспечение образовательного процесса с возможностью быстрого обновления содержания.

Общее руководство разработкой и функционированием ЕЭУМК института осуществляет проректор по качеству и дистанционному обучению, а непосредственное – учебно-методический отдел.

Результатом формирования единого ЕЭУМК станет база данных электронных учебно-методических комплексов, фондов электронных аттестационных контрольно-измерительных материалов, электронная библиотека. Разработанные элементы ЕЭУМК функционируют под управлением 4-х серверов института и доступны во всех локальных информационных сетях ИКТ.

На момент проведения самообследования в базу данных ЕЭУМК входят 130 разработанных преподавателями ЭУМК. Доступ к ним обеспечен со всех 120 компьютеров института, таким образом, количество изданных ЭУМК составляет 15000 экз.

В целях совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса в период с 2006 по 2010 год в институте проводилась работа по разработке грифованных учебников и учебных пособий. За этот период преподавателями института было подготовлено и издано 12 учебников и учебных пособий, которым был присвоен гриф Министерства образования и науки РФ, учебно-методических объединений и научно-методических советов.

Обобщенные данные по количеству изданных учебников и учебных пособий приведены в таблице 5.

Таблица 5

Сведения об изданных учебниках и учебных пособиях

Гриф Период
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Учеб-ники Уч. посо-бия Учеб-ники Уч. посо-бия Учеб-ники Уч. посо-бия Учеб-ники Уч. посо-бия Учеб-ники Уч. посо-бия

УМО или НМС

1

2

1

1

Минобрнауки РФ

2

4

Другие грифы федеральных органов исполнительной власти

1

ВСЕГО:

3

2

1

2

4

7.2. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение образовательного процесса направлено на поэтапное формирование единой информационной среды вуза, позволяющей автоматизировать и повысить интенсивность обмена информацией в управленческом, образовательном, научном, воспитательном и других процессах. В рамках единой информационной системы создана и функционирует локальная сеть вуза («Интранет»), которая в настоящее время объединяет более 120 компьютеров, на базе которых созданы рабочие места студентов, преподавателей и других сотрудников института. Локальные информационные сети и системы дистанционного обучения функционируют под управлением серверов института. Для обеспечения указанных выше задач в институте действуют 11 серверов, 2 из которых расположены удаленно.

Информационное обеспечение качества образования позволяет осуществлять:

- хранение и доставку учебно-методических ресурсов с использованием E-mail, WWW;

- доступ к электронным учебникам в сетях Интернет и Интранет и использование обучающих программных средств, реализуемых в виде HTML-учебников со статическими и динамическими страницами;

- тестирование уровня знаний и подготовки студентов различных специальностей;

- оперативный обмен информацией, управление деятельностью удаленных структурных подразделений ИКТ;

- электронный документооборот и хранение документов, отражающих деятельность ИКТ;

- предоставление информационных ресурсов вуза внешним пользователям и организациям-партнерам;

- доступ к ресурсам «Интернет» всем преподавателям, сотрудникам и студентам института;

- функционирование системы дистанционного обучения и др.

С целью эффективной реализации основных образовательных программ по всем циклам учебных дисциплин рабочего учебного плана, проведения учебных занятий, формирования у студентов устойчивых знаний и умений в институте активно применяются программные продукты учебного назначения, видеофильмы, аудиосредства. Проведение маркетинга рынка программных, видео- и аудиосредств обеспечивает оперативное приобретение лучших дидактических продуктов и насчитывает свыше 350 наименований лицензионных программных продуктов.

Из наиболее значимых программных продуктов с точки зрения использования непосредственно в учебном процессе следующие:

- в 2007/08 уч. годах приобретены программные продукты 3dMax (сетевая версия, лицензия на 12 мест), Adobe Photoshop CS (сетевая версия, лицензия на 10 мест), Autocad (сетевая версия, лицензия на 16 мест), CorelDraw (сетевая версия, лицензия на 16 мест).

- в 2009/10 уч. годах приобретены программные продукты: 1С Бухгалтерия (сетевая версия, лицензия на 20 мест), 1С Зарплата и кадры (сетевая версия, лицензия на 20 мест), 1С Торговля (сетевая версия, лицензия на 20 мест), Программирование в среде 1С Бухгалтерия (сетевая версия без ограничения количества лицензий), программа Мастер-Тур (сетевая версия, лицензия на 25 мест), ArchiCAD (сетевая версия без ограничения количества лицензий).

С 2006 г. институт является в рамках совместной программы для образовательных учреждений MSDN партнером компании Microsoft. В рамках реализации совместной программы, все программные продукты производства Microsoft поставляются компанией в институт по всему спектру наименований без ограничения количества лицензий.

Для обеспечения бесперебойной и устойчивой работы информационной системы института, приобретены лицензии NOD32 на комплексное антивирусное обслуживание всех сетевых терминалов и рабочих мест, выделены антивирусный и почтовый серверы.

В 2010г. внедрена система АСУ Библиотека на базе платформы 1С.

Собственные программные разработки (например, система дистанционного обучения Universys WEB Server) направлены на достижение автоматизации всех процессов в институте с одновременным формированием единых баз данных для всех подразделений и создание интерактивной среды обучения в комплексе информационных порталов и веб-сайтов института.

Внедрение автоматизированной системы управленияUniversys WEB Serverобъединит все структурные подразделения института в единую информационную систему и обеспечит:

- возможность реализации дистанционной Интернет технологии обучения студентов;

- создание информационной структуры института и ведение учебного делопроизводства по всем студентам всех специальностей и форм обучения;

- формирование и контроль последовательности изучения учебных дисциплин, выполнения курсовых работ, прохождения всех видов практик студентов по каждой специальности;

- ведение единой базы данных по успеваемости студентов за весь период их обучения в институте;

- предоставление оперативной информации органам управления по вопросам успеваемости студентов, академической задолженности для принятия необходимых управленческих решений;

- ведение учета своевременности оплаты обучения студентами всех специальностей и форм обучения;

- формирование и печать отчетов и отчетных документов (учетные и учебные карточки, сводные ведомости результатов учебы, экзаменационные ведомости, квитанции об оплате и др.);

- ведение единой базы данных по всем учебным подразделениям института и научно-педагогическому составу;

- осуществлять финансовый учет и контроль деятельности института.

Работы по разработке и внедрению системы АСУ ВУЗ Universys WEB Server институтом завершены.

Другой пример собственных программных разработок – созданная совместно с рядом ведущих российских IT-компаний и не имеющая аналогов в РФ система дистанционного обучения, позволяющая реализовывать программы дополнительного образования.

Информационное обеспечение образовательного процесса в институте совершенствует технологические приемы и способы педагогического взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов, способствует интенсификации учебного процесса, улучшает его информационно-ресурсные возможности.

7.3. Библиотечное обеспечение

В настоящее время библиотека института располагает 29838 единицами хранения (2780 наименований) учебной и учебно-методической литературы, из которых:

- 21662 экз. учебной литературы, из которой 12550 экз. составляет фонд основной учебной литературы (с грифами министерств, ведомств, УМО и НМС), 9112 экз. – учебно-методическая литература (включая учебно-методическую литературу для студентов заочной формы обучения).

- 8176 экз. дополнительная учебная литература.

Обеспеченность ЭУМК - 15000 экз. (130 наименований в электронном доступе).

По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин доля учебной литературы составляет 4844 (22,4%) экз.

По циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин доля учебной литературы составляет 1802 (8,3%) экз.

По циклу общепрофессиональных дисциплин доля учебной литературы составляет 6733 (31,0%) экз.

По циклу специальных дисциплин доля учебной литературы составляет 7520 (34,7%) экз.

По циклу дисциплин специализации доля учебной литературы составляет 763 (3,6%) экз.

Количество учебной литературы, имеющей гриф Министерства образования и науки РФ, учебно-методических объединений и других федеральных органов составляет в среднем 85%.

По степени устареваемости учебная и учебно-методическая литература, вышедшая за последние 10 (5) лет, в зависимости от циклов учебных дисциплин, полностью соответствует установленным требованиям.

Обеспеченность студентов учебной литературой по всем циклам дисциплин составляет 0,7 экз./чел.

Кроме фонда основной учебной и учебно-методической литературы библиотека института располагает достаточно объемным фондом дополнительной литературы, включающим в себя:

- официальные издания (сборники законодательных актов, нормативных правовых актов и кодексов РФ - 16 наименование, 34 экз.);

- справочно-библиографические издания (энциклопедии, отраслевые справочники и словари по профилю образовательных программ – 112 наименований, 179 экз.);

- научно-периодические издания по профилю реализуемых образовательных программ - 12 наименований, 8 комплектов;

- текущие отраслевые издания – 3 наименований, по одному годовому комплекту;

- научная литература - 217 наименований, 295 экз.;

- общественно-политические и научно-популярные периодические издания – 35 наименований, 61 комплект;

- информационные базы данных – 5 (каталоги и картотеки)

- Консультант ПЛЮС – 120 (по количеству терминалов доступа).

Библиотечный фонд постоянно обновляется. Среднегодовой объем финансирования на комплектование библиотеки составляет 250 тыс. руб

Возврат к списку

 

Объявляется прием в порядке перевода на текущий семестр 2013/2014 учебный год. Специальные условия!

Объявляется прием в порядке перевода на текущий семестр 2013/2014 учебный год. Специальные условия! Скидка 50% на первый семестр обучения при условии заключения договора до 21 марта 2014 года. 

Подробнее

Мы ВКонтакте

Студенческая жизнь

Студенческие годы - самые счастливые в жизни каждого человека. Мы делаем всё возможное, чтобы время, проведенное в стенах Института коммуникативных технологий, навсегда осталось в памяти студентов светлым и красочным воспоминанием.