Мезолитическая живопись

01.06.2019

Мезолитическую живопись можно назвать полихромией в тех случаях, где использованы краски: красная, минеральная с разными оттенками, черная и белая. По отдельным незавершенным изображениям можно в общих чертах воссоздать приемы работы мастера: помимо употреблявшихся в росписи красок использовались связующие вещества - яичный белок, кровь и, вероятно, мед. Их применение обеспечивало крепкое сцепление красочного слоя с грунтом.

Росписи предшествовал рисунок, наносившийся заостренным предметом (птичьим пером или костью) или тонкой кистью. Установлено, что краски наносились в несколько слоев. Росписи в мезолите встречаются чаще, чем петроглифы, в силу трудоемкой техники исполнения последних. Создание динамичных многофигурных композиций требовало схематизации изображений, чтобы взгляд не задерживался на деталях, а сцены наделялись экспрессией, обретая упругую энергию ритма. Изображения животных подвергались меньшей стилизации, и многие фигуры по манере исполнения напоминают палеолитические. Занимаетесь написанием текстов? Антиплагиат онлайн станет вашей палочкой выручалочкой.

В области мобильного искусства малых форм приемы стилизации часто были вызваны формой предмета - куска камня или оленьего рога, кости, где ограниченная поверхность изображения диктовала вытянутость по горизонтали или вертикали. Памятники малых форм палеолита и мезолита имеют ряд сходных черт. Это наглядно прослеживается на материале археологических раскопок пещеры Мае д’Азиль (Франция), принесших интереснейшие и своеобразные находки - большое количество гальки, покрытой абстрактным орнаментом в виде параллельных линий, кругов, треугольников, нанесенных красной краской. Встречаются и более сложные изображения, напоминающие схематизированную человеческую фигуру, а также и солярные знаки. Интересны и стилизованные изображения лошадиных голов, сделанных из кости и украшенных геометрическим орнаментом с загадочными знаками в виде рядов точек, расположенных по форме головы.