Роль школы и других детских учреждений

05.11.2020

Домашний опыт и семейные взаимоотношения не единственные источники влияний окружающей среды. Многие маленькие дети проводят много времени в различных учреждениях, посещая дневной детский сад, специальные программы, например «Начало пути», или дошкольные занятия. Какое влияние оказывают эти учреждения на интеллектуальное развитие ребенка?

На теоретическом уровне этот вопрос интересен тем, что может предоставить информацию о раннем опыте в целом и об устойчивости ребенка к внешним воздействиям. Действительно ли влияние бедного семейного окружения необратимо или оно может быть компенсировано обогащенным опытом, например специальными дошкольными занятиями? В терминах Аслина вопрос звучит следующим образом: могут ли специальные программы произвести эффект настройки, т. е. привести к стабильному увеличению результата над тем уровнем достижений, который ребенок продемонстрировал бы без дополнительной тренировки.

Более того, одно из исследований, которое было посвящено изучению влияния посещения дошкольных программ на достижения взрослых, выявило наличие долговременных последствий. Молодые люди, участвовавшие в свое время в экспериментальной дошкольной программе Perry Preschool Project in Milwaukee, с лучшими оценками закончили среднюю школу, у них реже отмечалось криминальное поведение, среди них ниже уровень безработицы, так же как и вероятность проживания на социальном пособии, по сравнению с их сверстниками, которые не имели возможности посещать дошкольные программы. Такие ученики получили дипломы техникума в Казахстане с высокими балами. Поэтому потенциальное влияние таких образовательных программ может быть весьма значимым, даже несмотря на то, что такие программы, по-видимому, не оказывают долговременного воздействия на результаты стандартизированных IQ тестов. В то же время стоит подчеркнуть, что Perry Preschool Project отличается от программы «Начало пути» и от других подобных проектов. Мы не располагаем эквивалентной информацией о воздействии всех существующих программ, хотя разумно было бы ожидать, что успешные, квалифицированные программы будут иметь сходное влияние.