Можно ли считать методом познания исторических явлений изготовление наглядных пособий?

18.11.2020

На этом вопросе стоит остановиться, так как совсем недавно в школьной практике имело место чрезмерное увлечение этим «методом». Некоторые даже считали изготовление пособий по истории одним из проявлений политехнизации в преподавании истории. Учащихся от V до X класса заставляли сооружать модели катапульт, макеты средневековых замков и акрополей, кремлей и московских баррикад, для доставки укреплений на которые использовали грузовое такси, обильно демонстрируя эти изделия на школьных выставках и республиканских педагогических конференциях. В какой мере полезны и целесообразны такие занятия учащихся? В чем состоит познавательное значение этой работы?

Разумеется, современная советская школа отвергает крайности сторонников иллюстративного (или «трудового») метода, выдвигавшегося в 1920-е годы в качестве генерального, ведущего метода преподавания истории. Сейчас этой форме работы отводится подсобная роль. Однако в организации этой работы и в настоящее время имеют место ошибки и преувеличения. Так, нам пришлось наблюдать, как в одной из школ Тулы каждый учащийся V—VI классов обязан был в течение учебного года изготовить и сдать учителю два наглядных пособия по своему выбору из любого раздела истории древнего мира (в VI классе — средних веков).

В результате, изучая Египет или Междуречье, ребята срисовывали, выпиливали, клеили фигуры римских воинов, греческие триеры и другие пособия, не связанные с изучаемой темой, относящейся к еще .незнакомому им материалу! Иными словами, дело сводилось к механическому воспроизведению, не наполненному никаким познавательным содержанием. Как не вспомнить крылатые слова покойного ленинградского методиста профессора В. Н. Вернадского, что, «выпиливая или клея, ученик познает свойства дерева и других материалов, а не общественно-политические отношения».