ъ Преподавать историю в школе, обучать и воспитывать

Преподавать историю в школе, обучать и воспитывать

30.12.2021

Овладеть им можно в разной степени: довольствоваться ролью грамотного исполнителя или подняться к высокому мастерству. Но и та и другая степень овладения искусством обучения и воспитания требует умений и знаний — в основе всякого подлинного искусства лежит наука. С первой до последней главы этой книги мы стремились показать, что целесообразное и эффективное применение тех или иных методов, методических средств и приемов, выбор форм учебной работы, способов построения урока истории определяются не личными вкусами учителя, а научно обоснованы выводами теории методики, основанными на раскрытых психологией и педагогикой общих закономерностей процесса обучения, усвоения, воспитания в применении к особому предмету обучения — истории.

В данной книге сделана попытка исследования в области общей теории методов обучения истории и теории урока истории. Всякое научное исследование начинается с наблюдения над объектом изучения и экспериментирования, поднимаясь через эмпирические выводы к научным понятиям, категориям, к системе науки. Таким был путь и нашего исследования. Полем наблюдений и экспериментирования служит полувековой опыт обучения истории в советской школе и почти полувековой личный опыт автора в качестве учителя, районного методиста, областного инспектора, руководителя студенческой практикой — от начального обучения истории до лекций и семинарских занятий в педвузе. Почти каждая методическая рекомендация, которую предлагает книга Как наставнику найти учеников, десятки раз проверялась на практике, а результаты ее применения подвергались анализу на более или менее массовом материале ученических работ, экзаменационных ответов, протоколов уроков.

Автор имеет возможность продемонстрировать лишь незначительную долю опытного материала в тексте книги и в приложении к ней. Так строится научное исследование в области методики: от учительского стола, от ученической парты, от урока. Однако результаты нашего исследования изложены в иной последовательности — начиная с общего учения о методах преподавания истории.

Мы считали необходимым из конкретного комплекса, каким является любой, казалось бы простейший и обыденный, акт учебной работы, например «рассказывание» исторического материала учителем, путем анализа и абстрагирования выделить и рассмотреть каждый компонент «в чистом виде». Такому исследованию «в чистом виде» подвергнуты три группы методов обучения истории — методы устного сообщения, наглядного обучения и работы по тексту. Каждая из них характеризуется специфическими источниками и закономерностями познания, психологическими особенностями и своеобразным способом работы учителя и учащихся. Абстрагирование методов и рассмотрение их «в чистом виде» дают возможность исследования преимущества и границ применения, степени эффективности и целесообразности каждого из методов в конкретной ситуации учебного процесса, т. е. в связи с изучением определенного исторического материала, с идейным содержанием и конкретными задачами урока.