ъ Распределение фирм, возглавляемых мужчинами и женщинами, по размеру

Распределение фирм, возглавляемых мужчинами и женщинами, по размеру

19.02.2023

Рост в женском предпринимательстве за прошлые два десятилетия очень впечатляет, но по сравнению с мужским бизнесом сохраняется диспропорция — доля женских фирм в сегменте мелкого бизнеса все еще очень мала. Приблизительно у 81% предпринимательниц нет никаких наемных работников — по сравнению с 75% среди всех частных фирм в США. Из 19% фирм, где есть наемные служащие, подавляющая часть являются фирмами весьма малого размера. И очень мало женщин, которые сделали бизнес своим приоритетом в списке ценностей. Меньше чем 0,1% всех фирм, управляемых женщинами, фактически получают венчурный капитал, по сравнению с приблизительно 1% фирм, основанных мужчинами.

Рисунок наглядно иллюстрирует ситуацию на рынке, отображая распределение фирм во главе с женщинами и мужчинами согласно их размеру, стоимости и темпу роста. Как средние показатели, так и медианы у компаний, управляемых женщинами, ниже, чем у возглавляемых мужчинами. Чтобы понять, почему это так, важно осознать, что и по размеру, и по воздействию на рынок фирмы, управляемые женщинами, отстают от компаний, управляемых мужчинами, на каждом шаге развития. Хотя количество женщин, начинающих и управляющих бизнесом, продолжает расти, следует констатировать разрыв между мужчинами и женщинами в том, что касается быстрорастущего бизнеса. И именно это обеспокоило нас.

Как индивидуальные исследователи мы вовлечены в изучение разных аспектов женского предпринимательства, но группа «Диана» сосредоточила свое внимание на самом крупном и потенциально самом прибыльном сегменте сферы предпринимательства. Нас интересует тот один процент населения, у которого имеются амбиции для роста, высокие материальные потребности и возможность заработать еще миллиарды долларов в виде доходов и прибыли, а также для создания инновационных и полезных продуктов и услуг для продажи во всем мире. Мы решили применить взгляд «сверху вниз» для лучшего понимания причин, по которым женский кластер бизнеса оказывается внизу пирамиды.

Первый вопрос, на который мы должны были ответить: «насколько широк разрыв между предприятиями, управляемыми женщинами, и предприятиями, управляемыми мужчинами, среди потенциальных игроков высшего ранга?» Мы знали, что большинство важнейших компаний подпитывается внешними инвестициями и что достаточный капитал позволяет команде собственников создать продукт, войти на рынок и расширить там свое присутствие, а также масштабировать фирму национально и интернационально более быстро и эффективно.

Единственный способ проанализировать компанию с потенциалом к сильному росту — это выделить те, которые получают венчурные инвестиции. Такие компании тщательно исследованы инвестиционными экспертами и считаются заслуживающими доверия. Они преодолели первые препятствия в доступе к капиталу, когда еще были отобраны инвесторами венчурного капитала. Данные о том, какой процент компаний, управляемых женщинами, получил инвестиции, позволит понять их место среди крупных быстрорастущих компаний. В те годы, когда мы начинали наше исследование (конец 1990-х годов), индустрия венчурного капитала была весьма разогрета — и особенно в США (см. табл. 1). Но когда мы посмотрели на данные по инвестициям венчурного капитала, то не смогли найти ответ на, казалось бы, простой вопрос о том, насколько сильным был разрыв между женщинами и мужчинами, возглавляющими наиболее успешные фирмы. Найти ответ на этот вопрос оказалось трудной задачей из-за нехватки доступных данных. Существуют подробные отчеты о фирмах, которые получают инвестиции в США, включая данные об их руководстве, размере и стадии инвестиций, но исторически не существовало никакого учета гендерной принадлежности владельцев компаний. Следовательно, только посредством скрупулезного изучения каждой сделки мы могли выяснить, сколько инвестиций было получено компаниями, управляемыми женщинами.